О великопостном богослужении

Великий пост охватывает собою дни святой Четыредесятницы и дни последующей за ней Страстной седмицы.

В великопостный период Церковь отлагает в богослуже­нии всякую торжественность. И прежде всего она не соверша­ет самого торжественного христианского богослужения — полной литургии в седмичные дни Великого поста, за исключени­ем суббот и воскресений. Вместо нее полагается по средам и пятницам литургия Преждеосвященных Даров.

Почти прекращается в седмичные дни пение как выражение радостного со­стояния духа и отдается предпочтение чтению, содержание которого соответствует великопостным дням.

Вместо радост­ного благовествования Евангелия Христова верующим предла­гается чтение из ветхозаветных Писаний. Особенно широко используется чтение Псалтири, которая наиболее благопри­ятно способствует возбуждению молитвенного и покаянного ду­ха.

Во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами.

В дни Святой Четыредесятницы полагаются следующие земные и поясные поклоны.

О ПОКЛОНАХ во дни Святой Четыредесятницы.

При признесении молитвы святого Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего полагается 16 поклонов, из них 4 земных (великих) и 12 поясных. Устав церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы — Господи и Владыко живота моего, — полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по-прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы — Дух же целумудрия — и, окончив ее, снова сотворить поклон великий. После произнесения третей части молитвы — Ей, Господи Царю — полагается третий земной поклон. Затем полагается 12 поклонов поясных («излегка утомления ради») со словами: Боже, очисти мя (меня) грешнаго. Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого Ефрем Сирина, но не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной поклон (четвертый). Эта святая молитва произносится на всех седмичных великопостных службах, то есть за исключением суббот и воскресений.

На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений Богородице Дево, радуйся; Крестителю Христов; Молите за ны, святии апостоли.

На великом повечерии должно внимательно слушать чтение церковных молитв. После Символа веры, при пении Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается земной поклон, в полиелейные празднования — поясной.

О поклонах при чтении Великого канона Андрея Критского в Уставе сказано: «Творим же на кийждо тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуя мя, Боже, помилуй мя».

На «Господи сил, с нами буди» и прочих стихах полагается по одному поясному поклону.

При произнесении священником великого отпуста — молитвы «Владыко, Многомилостиве» необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощение согрешений.

После тропарей часов с их стихами (1-го часа: «Заутра услыши глас мой»; 3-го часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа»; 6-го часа: «Иже в шестый день же и час»; 9-го часа: «Иже в девятый час») полагается по три земные поклона; на тропаре «Пречистому образу Твоему» — один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1-м часе: «Что Тя наречем, о Благодатная»; на 3-м часе: «Богородице, ты еси лоза истинная»; на 6-м часе: «Яко не имамы дерзновения»; на 9-м часе: «Иже нас ради рождейся») совершается три малых поклона.

В чине изобразительных, во время пения Блаженн: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи», после каждого стиха с припевом полагается делать малый поклон, а при последнем трехкратном пении «Помяни нас» полагаются три поклона до земли; по молитве «Ослаби, остави», хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегода полагать поклон (поясной или земной — по дню).

На литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во время чтения третьего антифона 18-й кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, а также при при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии: «Свет Христов просещает всех!» полагается припадать ниц до земли. Во время пения: «Да исправится молитва моя» моление всего народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три поклона до земли (по обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина. Во время великого входа, при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения «Ныне силы Небесныя» полагаются три поклона до земли, по обычаю, так же с молитвой святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон поясной.

В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На Буди Имя Господне»: поклоны три, и абие упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождаются тремя земными поклонами».

(71)

Перейти к верхней панели