♫♪♫Библиотечная полочка для клироса ♫♪♫

Церковное пение всё состоит из молитвы: кто поёт духовную песнь, тот молится. Первые певцы пред престолом Божиим – Ангелы Божии и святые. Они день и ночь непрестанно славят всемогущего Бога, Творца Вселенной: «взывают – как читаем мы в одной молитве в чине литургии св. Василия Великого, – един ко другому непрестанными усты, немолчными славословленьми». В подражание ангелам и святым установлено пение и на земных богослужениях Святой Церкви, когда и «силы небесные с нами невидимо служат». И каждое богослужение неизменно сопровождается пением.

Речь Святейшего Патриарха Алексия I,
произнесенная в Московской духовной академии 18 апреля 1948 г.(скачать)

Насущные вопросы церковных хоров.

Какие же трудности возникают при организации церковного хора, и как их можно попытаться преодолеть?

НА ВАШИ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ МАРИНА ТРЕМБОВЛЕВА

Первая и основная проблема, на мой взгляд, – это незнание нотной грамоты. Наверняка в каждой общине есть люди с неплохим музыкальным слухом, которые любят и умеют петь. Хорошо, если среди них есть хотя бы один человек, который прежде пел в церковном хоре и знает богослужебные песнопения на память. За ним могут подпевать и другие. Во многих хорах так и происходит. Но когда поют не отдельным хором, а всем миром, как придется, – такое пение трудно назвать благолепным.
А ведь от пения очень зависит атмосфера службы, ее молитвенный настрой. Горе тому хору, который своим пением мешает молиться.

Другой насущный вопрос – как организовать певчих?

Ситуация, конечно, везде разная. Прежде всего, нужно обязательно собираться на спевки. Это иногда бывает трудно сделать, потому что все, как правило, заняты на работе, у многих семьи, а отсюда и недостаток свободного времени. Но для развития хора, особенно начинающего, спевки необходимы хотя бы раз в неделю.

В тех хорах, где нет ни одного человека, умеющего читать ноты, можно изучать песнопения по учебным аудиопособиям или просто по записям. В Интернете я обнаружила замечательное мультимедийное пособие для изучения осмогласия, в котором партии каждого голоса записаны на разных дорожках. Благодаря этому можно выделить или приглушить изучаемую партию. Выделить для того, чтобы выучить, а приглушить – чтобы потренироваться петь свой голос, слыша остальные партии. Таких учебных аудиоматериалов сейчас довольно много.

Чтобы хор звучал слаженно, нужно научиться петь ритмично, интонационно чисто и с хорошей дикцией, тогда содержание богослужебных текстов будет донесено до прихожан ясно и отчетливо.

Можно петь всю службу в унисон, как это делается при знаменном пении, или на 2 голоса в терцию. Прекрасно, если есть возможность петь в 3-4 голоса. Для хорошего звучания хора важно поручить партии альта (2-й голос) и баса тем, кто чище поет, потому что бас дает основу гармонии, а альт поет основную мелодию. Тогда сопрано пристраивается к альту, а тенор к басу.

На практике же ведущим голосом часто бывает именно верхний, поэтому пристраиваться приходится нижним голосам к сопрано. А для этого им также необходим хороший слух.

По плотности, т.е. силе, голоса лучше выстраивать от баса к сопрано. То есть, чем ниже партия, тем плотнее голос. Сложнее выстроить 3-голосный однородный хор, когда есть тенор, но нет баса. Такой хор интонационно неустойчив, поскольку нет основы гармонии. Поэтому очень важно тенору научиться держать свой тон и не «уплывать» вверх или вниз.

Хорошо, когда сопрано поют легко, как бы опираясь на плотное звучание других голосов, и не выделяются из ансамбля резким звучанием. Часто бывает, что певчие подбираются с голосами в одной тесситуре, как в нашем случае. Тогда необходимо выбирать оптимальную для хора тональность песнопений, в которой партии сопрано было бы не очень высоко, а тенору не слишком низко. Если певчие вынуждены петь не в своей тесситуре, сопрано может звучать резко, а тенор – гудеть на слишком низких для него нотах, петь вяло и невыразительно.

Для певческого ансамбля необходимо соблюдать баланс между голосами, чтобы ни один из них не выделялся и не проваливался.

           ___________________________________

Люди, которые приходят и на клирос очень разные люди. Некоторые — совсем неофиты, кто-то несколько воцерковлен, меньшинство давно и глубоко воцерковленных. Бывают и разные ситуации: какого-то регента певчие слушаются, какого-то регента не очень. Иногда одного и того же регента слушаются или не слушаются.

Причины самые разнообразные, имеют один корень — страсти. Основополагающим условием для поющего на клиросе, и как оружие против страстей должна стать молитва.

По словам Игнатии Брянчанинова, тот кто не приучает себя к внимательной молитве частным образом, тот и в храме не сможет молиться, а тем более на клиросе.

«Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает её поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем, как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти: то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых её тщеславием и самолюбием».

ПЕНИЕ — это искусство, для которого надо иметь голос и музыкальный слух. Господь каждого наградил своими талантами. Если человек не умеет рисовать, не дерзнёт же он писать икону.

ПЕНИЕ должно помогать молитве, создавать гармонию, а не разрушать молитвенное состояние.

Если у человека нет слуха, а он хочет петь, потому что «душа поёт», то это беда для окружающих.

Он запоёт, а все разбегутся, а если и не убегут, но будут терпеть, то молитву потеряют.

Упаси нас Бог от такого народного пения.

Желающий стать певчим должен обладать тремя качествами:

1. Религиозность в определенном смысле — как минимум, желание служить Господу своим пением. Не для красивой музыки и не для зарплаты.

2. Минимальные музыкальные способности — чтобы «медведь на ухо не наступал».

3. Колоссальная ответственность за свое участие в богослужения на клиросе.

А те кто хочет получить помощь в церковном пении, молятся св. Роману Сладкопевцу. Святой Роман не имел дара чтения и пения. Однажды, в навечерие Рождества Христова, он читал кафизмы, но так плохо, что его сменил другой чтец, а клирики осмеяли Романа. Опечаленный юноша долго молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Ночью в сонном видении Матерь Божия явилась святому и, подав свиток (по гречески «Кондакион»), повелела съесть.

Так преподобный Роман получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений. Это было в день Рождества Христова. За всенощной святой Роман дивным голосом пропел в храме свой первый кондак: «Дева днесь Пресущественнаго рождает». От того свитка («кондака») и все песнопения преподобного стали называться кондаками. Святой Роман первый написал и икосы — песнопения, которые сложил он при ночных бдениях в своих покоях (по-гречески «икосах»).

За усердное служение святой Роман был рукоположен в сан диакона и стал учителем пения. До самой кончины, последовавшей около 556 года, преподобным диаконом Романом Сладкопевцем было составлено до тысячи песнопений, многими из которых христиане и доныне прославляют Господа.

 

(4629)

Перейти к верхней панели