Церковно-приходская школа

История церковно – приходских школ в России.

 

Церковно-приходские школы — начальные школы при церковных приходах. Появились они в России после школьной реформы 1804 г. и находились в ведении Синода. Ранее такие учебные заведения назывались приходскими училищами. Обучение в церковно-приходских школах осуществляли священники, диаконы, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища.

К 1861 году духовенством было основано свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ» (употреблялись также названия: «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей»). Видную роль в церковно-школьном движении 1860—70-х годов сыграл С. А. Рачинский.

Распространение церковно-приходских школ вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств. В 1870-е годы министерство народного просвещения фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств.

 

Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 1870—80-х годов, в период общественных потрясений. В 1884 году изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (2-годичные) и двухклассные (4-годичные, с начала XX века — 3-годичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах кроме этого изучалась история.

 

В связи с началом русско-японской войны 1904—05 годов государственные ассигнования на церковную школу сократились. Количество школ стало уменьшаться. После 1917 года церковная школа была ликвидирована Постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».

С началом 1990-х годов началось возрождение начальных церковных школ как учреждений православного образования для мирян. Архиерейский собор Русской православной церкви (конец 1994 г.) предписал «расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне».

История церковно – приходской школы имени св. Софрония.

Школа названа в честь святителя Софрония — первого епископа Иркутского, который трудился при Вознесенском монастыре, посвятив более 18 лет делу просвещения.

ЦПШ начала функцио­нировать 12 ноября 1996 года. Формирование школьного коллектива шло в течение всего учеб­ного года. На конец 1996-1997г.г. обучалось: в 1 классе—10 учащихся, во 2 классе—7, в 3 классе— 2. Занятия во 2 и 3 классах проходили по прин­ципу малокомплектной школы. Школа располагала следующими кадрами: директор Цейклин Лидия Владимировна, учитель 2-го класса Королькова Надежда Михайловна, учитель 3-го класса, англий­ского и церковнославянского языков Камышова Наталья Александровна, которая одновременно с  работой заканчивала педагогический институт; учитель ИЗО Аникина Валентина Петровна.

Православное мировоззрение формировалось  через уроки Закона Божия, которые проводил настоятель храма протоиерей Каллиник Подлосинский.

C 1996 до 2002 год школа была девятилетняя. С 2002 года, из-за сложностей с финансированием, обучаются ребята с 1 по 4 класс.

 

Информационная справка

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Церковно-приходская общеобразовательная школа им. свт. Софрония» г. Иркутска.

 По состоянию на 15.08.2012 г.

 Единство школы, семьи и прихода – на этом основывается наш Устав и вся образовательная деятельность.

Особенностью образовательного процесса Негосударственного общеобразовательного учреждения «Церковно-приходская общеобразовательная школа им. свт. Софрония» является его ориентация на православие.

Главное звено образовательного процесса – это учитель. Одна из задач школы повышение профессиональной православной компетенции учителя с позиции православной педагогики. 5 педагогов прошли повышение квалификации по основам православной культуры. В школе имеется программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. В ЦПШ 6 педагогов разработчиков учебно-методических пособий:

  • -основная образовательная программа начального образования НОУ ЦПШ (учитель-разработчик Козинцева И. П.);
  • -программа духовно-нравственного воспитания учащихся НОУ ЦПШ;
  • -программа по изучению церковно-славянского языка (учитель ЦСЯ Абдина О. П.);
  • -программа лектория для родителей по изучению Ветхого и Нового Завета (учитель Закона Божьего Саламатов М. А);
  • -программа внеурочной деятельности НОУ ЦПШ (Шахерова О. Н.);
  • -сценарии внеклассных мероприятий НОУ ЦПШ «По церковному годовому кругу».

Школа кроме образовательной несет и просветительскую миссию. Набор в школу осуществляется не по критерию воцерковленности детей и их родителей, а по желанию приобщиться к православной культуре. В ЦПШ работает лекторий для родителей по основам православной культуры, руководитель канд. фил. наук Шахерова О. Н.,  и лекторий по изучению Ветхого и Нового Завета, руководитель канд. псих. наук Саламатов М. А.

(5128)

Перейти к верхней панели