Поздравляем всех с началом Рождественского поста!
Пусть он пройдет легко и радостно и с пользой для души и тела.
Это, наверное, самый радостный пост.
Заговенье
Не люблю, но съела супа,
Куры — сразу три куска.
И салат, всю миску (мука —
Ужас сколько чеснока!),
И селёдочку под шубой
(Хоть не в радость майонез),
Бутерброд и два пирожных,
Пирожок с трудом, но влез…
Не моргнуть, дышу натужно,
Но жую от рыбы хвост…
Не хочу, но чую — нужно —
Заговение на пост!…
А теперь о серьёзном…
Филиппов пост нужен для того, чтобы нам встряхнуться, в этот период подготовки крепко подумать, поразмышлять о Рождестве Христовом, в зеркало на себя посмотреть, поговорить с самим собой. Зачем я живу? Чего я хочу достичь, что мне в этой жизни надо? Какие отношения у меня с Богом? Как они связаны с тем, что я с понедельника курочку не буду есть, а буду есть вермишель? Это что такое со мной должно сделаться, что это я себя буду мучить? «А пироженце?» – «А нет, а оно постное» – «А, постное? Ну, постное, ладно». Как вот всё так сделать постненько и вкусненько? А вообще в чём цель поста? А цель моего существования? Кого я хочу из своих детей воспитать? Кого хочу я вырастить? Посмотреть, кого я уже воспитал. Вот это хамло, которое стоит передо мной – это что, моё дитя? Я этого хотел? А чего ж я продолжаю ту же воспитательную политику, как и десять лет назад? Вообще, зачем это нужно? И зачем он мне нужен? И дальше что? Что, не хватает ума подумать, что будет ещё через пять лет? Зачем всё это? Почему у меня лицо такое несчастливое? Почему мне тяжело? Почему все кругом виноваты? Может быть, я сам в чём-то виноват? Я что-то затеял, я что-то делаю, потом бывает такой-то результат.
Пост нужен для того, чтобы встряхнуться, на себя посмотреть со стороны, помолиться Богу, в молитве найти Бога. Не просто отчитываться с молитвословом в руках для собственного успокоения: прочёл, не прочёл… Представьте себе картину: приходит человек на рынок, достаёт книжку и начинает читать продавцу, человеку из другой даже страны, про помидоры, про огурцы, про баклажаны, даже кто-то начнёт читать про авокадо. Продавец, наверно, решит, что этот человек сумасшедший. Во всяком случае, долго с тобой заниматься не будет. И так и у нас получается: мы думаем, что если мы читаем, значит у Бога в Его Божественной сущности должно что-то произойти, потому что у нас к Богу отношение такое же, как у наших детей к нам – потребительское. И к священникам так же: «Так, батюшка, помолитесь». Вот это помолитесь, вот это, вот это помолитесь, вот это. Вот всё мне помолитесь. Почему? Ну вот всё здесь очень тревожно, а я хочу, чтоб всё было нормально. Сделайте мне. И к Богу, и ко всему, что к церкви происходит отношение только потребительское – всё для того, чтобы нам что-то дали, чтобы нам было хорошо. Это опять совсем не так, как должно быть.
Протоиерей Димитрий Смирнов
(30)