Возлюбленные о Господе братья и сестры во Христе, дорогие наши прихожане!
Сегодня Русская Православная Церковь празднует Собор Сибирских святых. Кто-то из них родился на нашей земле, а кто-то трудился, да так трудился, что был прославлен Богом в лике святых Своих угодников.
С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископии, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии.
Бывший «стольный град Сибири» Тобольск, основанный в 1587 году, стал кафедральным городом. Из Тобольска во все концы Сибири уходили миссионеры просвещать людей светом Христовой веры.
В самом начале своего бытия Тобольская епархия имела в лике святых, благодатью Божией прославленных, святого праведного мученика Василия Мангазейского († 23 марта 1600 г.). В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю Сибирскую святостью своей жизни и трудами на благо Церкви и отечества.
В этих рядах наши земляки — миссионер всей Сибири и Аляски, святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля), а так же епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля). Наши пастыри и молитвенники — святитель Иннокентий, первый епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая).
Особо хочется вам напомнить житие нашего земляка святителя Герасима Астраханского. Он изображён на иконочке третьим в третьем ряду.
Среди святых не только Сибири, а, пожалуй и всей Православной Церкви немногие угодники Божии сподобились пророчеств о будущей своей славе еще прежде рождения. К числу таких избранников принадлежит святитель Герасим Астраханский.
Святитель Герасим, в миру Георгий Добросердов, родился 26 октября 1809 года в селе Бельском Балаганского округа Иркутской епархии в семье причетника Иоанна. Но этому событию предшество-вали следующие обстоятельства.
Отец Георгия, овдовев, остался с двумя детьми на руках и решил просватать дочь местного торговца, тоже Иоанна, сын Гаврилова. Ни отец, ни дочь по имени Мария не хотели этого брака, так как жених помимо двух малолетних детей не имел за душой ничего. Отказав ему в руке дочери, Иоанн было начал забывать об этой истории, как вдруг однажды, четыре года спустя, увидел сон, в котором некий благолепный муж в архиерейском облачении повелел ему не противиться воле Господней и отдать свою дочь за того самого Иоанна с двумя малолетними детьми. От этого брака родится сын, которому уготовано Господом великое служение. Проснувшись, Иоанн раздумывал недолго и скоро благословил дочь на брак.
Через известное время действительно родился мальчик. При крещении имя ему дали Георгий. Ребенок рос тихим, спокойным, склонным к уединению и молитве. К семи годам он умел уже бойко читать, стройно петь альтом на клиросе и добрую половину Псалтири знал наизусть.
На мальчика обратили внимание, и попечительством епископа Иркутского Михаила он был принят в духовное училище. Учился Георгий прилежно и в училище оставался таким же тихим мальчиком, проводя свободное время не в шумных детских забавах, а, как и дома, в уединении и молитве. Преданность Богу, ненавистная врагу спасения, скоро стала объектом испытаний со стороны некоторых жестоко-сердых товарищей. Над ним стали подшучивать, подтрунивать, а потом и просто обижать. Однажды эти подтрунивания перешли грань допустимого до такой степени, что это потребовало специального расследования ректора. Но несмотря на расспросы ректора Георгий не выдал своих обидчиков.
Стойкость в терпении скорбей, добросердечие мальчика так растрогали ректора, что он, меняя фамилии ученикам, как это было принято в то время по причине их неблагозвучия, либо в связи с частым повторением одних и тех же, дал Георгию фамилию Добросердов.
Обиды сверстников и в самом деле не ранили доброго сердца Георгия. С некоторых пор он почувствовал расположение к несению подобных скорбей Христа ради. Так постепенно в нем оформилось стремление к подвигу юродства.
Не каждый в состоянии понять величие этого подвига. В случае с Георгием даже мать не поняла родного сына. В ноябре 1827 года по ее просьбе Георгия уволили из семинарии и вскоре водворили в дом для умалишенных. Кротостью и незлобием своего сердца Георгий укрощал здесь душевнобольных, даже буйных, и умилял их так, что вскоре все обитатели дома скорби полюбили его, ласкались к нему и слушались его.
Новые испытания не отлучили Георгия «от любве Божия» и он продолжал подвиг молитвы. Найти уединенный уголок в больнице было невозможно, и Георгий оборудовал себе «келью» прямо в спальном помещении. Накрывшись с головой одеялом, он в тайне от всех окружавших возносил пламенные молитвы Иисусу Сладчайшему. И Господь, видя тайное, воздал ему явно.
Однажды дом для умалишенных посетил с инспекторской проверкой губернатор Цейдлер. Увидев Георгия и поговорив с ним, он пришел к выводу, что тот психически здоров. «Он не глупее нас с вами», — сказал он доктору и распорядился перевести Георгия в дом для призрения убогих.
Свое новое место пребывания Георгий называл «Эдемом сладости». Здесь он всецело предавался молитве. Как и насельники сумасшедшего дома, все призреваемые калеки, слепые и престарелые полюбили его и видели в нем земного ангела, посланного им Богом. Вскоре, однако, по просьбе старца Нифонта он был возвращен в семинарию.
10 августа 1832 года Георгий Добросердов окончил курс семинарии вторым учеником, но познаниями он на голову превосходил своих соучеников. Ректор не поставил его первым исключительно по своей причине. «Пожалуй, возгордится еще молодой человек»,— объяснял он свое решение коллегам. По окончании семинарии Георгий был определен на должность учителя Иркутского духовного училища. Здесь незаметно для себя он сблизился со своими сослуживцами, скоро привык к обществу и даже по временам начинал скучать от одиночества. Дело дошло до того, что Георгий и храм стал реже посещать.
Прелести мирской жизни наконец захватили его до такой степени, что в 1836 году, 29 января, он обвенчался с девицей Натальей Михайловой. Тем не менее спасительного пути он не оставлял.
Вскоре по венчании Георгий Добросердов был рукоположен во пресвитера, но белым священником пробыл он недолго. Только пять лет прожил он в браке. Его супруга неожиданно скончалась и, овдовев, Георгий поступил в Петербургскую академию.
В Петербург будущий святитель ехал через Москву, где был принят митрополитом Филаретом (Дроздовым), который в беседе поинтере-совался, есть ли у него какие-либо протекции для поступления в академию. «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый», — ответил Герасим. В академию он был принят без протекции и закончил ее вторым магистром. На последнем курсе академии он был пострижен в монашество с именем Герасим. В 1845 году, по окончании академии, иеромонах Герасим был направлен в Тверь учителем семинарии.
Учитель, инспектор, а затем и ректор семинарии отец Герасим всего себя отдавал педагогической деятельности. Сначала в Твери, потом, с 1849 года, в Ставрополе, где был возведен в сан архимандрита, потом в Симбирской, Харьковской, Калужской семинариях, в которых прослужил почти двадцать лет. В 1863 году архимандрит Герасим был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
Служа Господу в архиерейском чине, он продолжал вести образ жизни, заведенный им при постриге. Вставал ото сна в четыре часа и после молитвы читал по главе из Ветхого и Нового заветов, жития святого дня, а остальное время до литургии проводил за работой с бумагами. После ранней литургии до двенадцати часов занимался с просителями, потом — обед. После обеда в продолжении часа гулял на воздухе в любую погоду, потом немного отдыхал и опять принимался за работу. И так до вечернего богослужения. После службы подкреплял себя вечерним чаем, затем снова работа. За вечерним правилом прочитывал обязательно очередную кафизму и только после этого отходил ко сну, отдыхая для трудов следующего дня.
В 1866 году последовало назначение его на самостоятельную Самарскую кафедру. Через одиннадцать лет он был перемещен в Астрахань, где на склоне лет управлял епархией два с половиной года. Здесь, как и в прочих местах служения, трудился владыка Герасим, исполненный христианского и архипастырского долга. Следование Христу составляло смысл его жизни. Он и ко Господу отошел 24 июня 1880 года со словами исповедания Святой Троицы, теми самыми, какими он ответил на вопрос митрополита Филарета о протекции, когда ехал поступать в академию: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый».
Подвигом веры, ревностным служением Христу украсил свое земное жительство святитель Герасим. Потому и по успении прославил его Господь в лике святых Сибири.
Все святые земли Сибирской, молите Бога о нас!
(162)