Все аналитики cчитают эту встречу исторической и эпохальной и не скупятся на образные метафоры: «упала еще одна стена», «встреча развяжет гордиев узел католико-православных противоречий», «наступила оттепель», «возведен мост через пропасть».
Многие эксперты связывают встречу Папы Франциска и Патриарха Кирилла с предстоящим Великим Всеправославным Собором и желанием Патриарха вести диалог с Римом напрямую. Некоторые ватиканисты отмечают, что встреча в Гаване укладывается в экуменическую стратегию Папы Франциска, который вслед за встречей с Патриархом поедет осенью этого года в шведский Лунд на начало празднования 500-летнего юбилея Реформации в 2017 году.
Светские комментаторы обращают особое внимание на политические аспекты встречи, связывая их с попыткой Кремля выйти из международной изоляции и желанием Патриарха Кирилла укрепить свое влияние в православном мире.
Так, журналист Сальваторе Мацца на страницах «Avvenire» сравнивает предстоящую встречу с развязыванием гордиева узла и подробно рассказывает о том, как она готовилась на протяжении 20 лет. Этот клубок противоречий возник не только из-за обвинений в прозелитизме и униатстве, но и обусловлен сложными взаимоотношениями внутри самих Православных Церквей, особенно между Москвой и Константинополем, в преддверии Восьмого Всеправославного собора, который состоится летом этого года.
Несмотря ни на что, Рим продолжал вести диалог, надеясь на встречу. Так, Иоанн Павел II вернул икону Казанской Божьей Матери в Россию в качестве жеста доброй воли. Одним из последних импульсов к встрече стали слова Папы Франциска в Стамбуле в ноябре 2014 года: «Я сказал ему (Патриарху Кириллу), что я приеду, куда он хочет».
«Поэтому Куба – это идеальное место для начала диалога между Москвой и Римом. Куба расположена далеко от Европы, арены тысячелетнего конфликта между Востоком и Западом, и является воротами в Новый Свет, где живут миллионы христиан и где сегодня экуменизм может принести реальные плоды».
23 ноября 2007 года кардинал Вальтер Каспер на консистории в Ватикане говорил о значительном улучшении отношений с Православными Церквами и о начале третьей фазы диалога. То, что произойдет на Кубе, знаменует собой начало четвертой фазы, результаты которой мы пока не можем представить. Несомненно, встреча в Гаване станет прорывом.
Ватиканист Луиджи Аккаттоли на страницах «Corriere della sera» размышляет о том, что Патриарху Кириллу эта встреча была необходима ввиду приближающегося Всеправославного Собора:
«Встреча готовилась в течение 20 лет, и многим казалась миражом в пустыне».
Однако драматические события на Ближнем Востоке и проведение Великого Всеправославного Собора ускорили подготовку к ней. Патриарху Кириллу нужно было подойти к будущему Собору во всеоружии, поэтому он решил создать оттепель в отношениях между Москвой и Римом. Журналист говорит о дипломатической и миссионерской дерзости Папы-иезуита, который уверен в том, что современный кризис в христианстве обусловлен внутренними разделениями.
«По этой причине Папа осуждает любые формы прозелитизма по отношению к христианским конфессиям и порицает политику униатства, которую проводила Церковь в прошлом».
Андреа Торниелли пишет в «LaStampa» о том, что встреча Патриарха Кирилла с Папой Франциском в Гаване станет новым важным шагом к оттепели и будет иметь последствия не только для отношений между католицизмом и православием, но также для установления мира во всём мире.
Маттео Матцуцци в статье «Utunumsit», название которой отсылает к энциклике Иоанна Павла II, рассуждает о том, что встреча в Гаване укладывается в стратегию «неоэкуменизма» Папы Франциска. Так, например, осенью Папу ждут лютеране в Швеции на открытие празднования 500-летнего юбилея Реформации. Год назад, обращаясь к преследуемым христианам на Ближнем Востоке, Папа говорил о «естественном» экуменизме как человеческой реакции на боль и страдания. Католические комментаторы выдвигают на первый план духовные аспекты предстоящей встречи и называют ее историческим и эпохальным событием, которое откроет новую страницу в католико-православных отношениях.
Так, генеральный викарий по делам мирян и культуре епархии Триеста монсеньор Этторе Мальнати замечает в «LaStampa», что 12 февраля римский мартиролог отмечает память святителя Мелетия Антиохийского, который был отправлен в ссылку из-за своей верности учению Первого Никейского собора и который почитается как на Востоке, так и на Западе. Именно в этот день состоится долгожданная встреча Папы и Патриарха.
Встреча Папы Франциска и Патриарха Кирилла – это ценный вклад в диалог между двумя Церквами и в преодоление вековых предубеждений, которые подпитывались политической ситуацией недавнего прошлого.
Основатель католической Общины святого Эгидия и президент общества Данте Алигьери Андреа Рикарди отмечает в «Corriere della sera», что Папа и Патриарх встречаются впервые в истории.
«Дебютная встреча на высшем уровне в Гаване откроет новый этап отношений между Москвой и Римом. Место встречи означает, что сложные отношения между Церквами останутся в прошлом».
Встреча в Гаване укрепит имидж Патриарха Кирилла как мирового лидера в преддверии Великого Всеправославного собора, а для Папы Франциска это, несомненно, успех. Его харизма и терпение его соратников открыли двери, которые ранее казались закрытыми.
Основатель фонда «Христианская Россия» отец Романо Скальфи в интервью «Новой Европе» назвал встречу желанным сюрпризом. Проведение встречи особенно неожиданно в свете политики изоляционизма, которая сейчас проводится в России.
«Патриарх Кирилл проявил мужество, согласившись на встречу в подобных обстоятельствах. Логика Бога превосходит все человеческие измышления. Встреча положит начало взаимному обращению ради христианского единства».
Приор монашеской общины Бозе Энцо Бьянки в статье «Упорство и мужество: действенный экуменизм Папы» полагает, что встреча станет исторической по ряду причин.
Во-первых, это происходит впервые после многих веков непонимания, борьбы и крови. Во-вторых, она является ответом на призыв Христа «Да будут все едино». В-третьих, она станет примером для подражания.
Папа Иоанн Павел II и Патриарх Алексий чуть было не встретились в Венгрии в 2000 году. Но тогда им не суждено было это сделать. Папа Франциск не стал ждать и ускорил процесс. То, что встреча произойдет до Великого Всеправославного Собора, не должно давать основание предполагать, что Москва хочет первенствовать в православном мире, так как Рим заранее согласовал это решение с Константинополем. Несомненно, это шаг вперед.
Генеральный секретарь католической Общины святого Эгидия, известный итальянский исследователь истории Русской Православной Церкви профессор Адриано Роккуччи (Adriano Roccucci) заявил РИА «Новости», что «это известие – действительно огромный сюрприз истории. Хотя о такой встрече мы много говорили и думали в течение последних лет, а некоторые немало потрудились для достижения этой цели, всё равно – это сюрприз и одновременно благая весть, которая рождает много надежд на будущее христианства».
«Встреча Папы и Патриарха свидетельствует о том, что христиане могут говорить единым голосом перед лицом вызовов сегодняшнего мира», – подчеркнул профессор.
«Osservatore romano» цитирует слова председателя Европейской епископской конференции венгерского кардинала Петера Эрдë о том, что «встреча станет историческим событием, которое укрепит диалог между Святым Престолом и Русской Православной Церковью, и послужит следующим шагом к единству и к совместному свидетельству христиан в мире». В этой же статье приводятся выдержки из молитвы настоятеля экуменической общины Тезе брата Алоиса, полный текст которой выглядит следующим образом:
«Хвала Тебе, Христе Иисусе, за сопричастность Церкви Твоей. Ты собираешь нас вместе поверх всех границ. Мы вверяем Тебе предстоящую долгожданную встречу Папы Франциска и Патриарха Кирилла. Пусть Дух Твой Святой поддерживает их и вдохновляет. Сохрани нас в любви Своей и соделай миротворцами посреди всей человеческой семьи».
Владимир Степанов «Православие и мир»
(47)