Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Размещено Янв 20, 2016 в Заметки | Комментарии (0)

ИПредтеча

На следующий день празд­ни­ка св. Бо­го­яв­ле­ния Цер­ковь с са­мых пер­вых вре­мен со­вер­ша­ет празд­но­ва­ние со­бо­ра чест­но­го и слав­но­го про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на.

И вполне при­лич­но бы­ло по­чтить осо­бым празд­но­ва­ни­ем то­го, кто по­слу­жил та­ин­ству Бо­же­ствен­но­го кре­ще­ния, воз­ло­жив­ши ру­ку свою на гла­ву Вла­ды­ки. Итак тот­час по­сле празд­ни­ка Кре­ще­ния Гос­под­ня со­бор­но по­чи­та­ет­ся и про­слав­ля­ет­ся пес­но­пе­ни­я­ми Кре­сти­тель. Са­мо же сло­во — со­бор озна­ча­ет, что на­род со­би­ра­ет­ся в цер­ковь для со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ния в честь и по­хва­лу про­слав­ля­е­мо­го ныне ве­ли­ко­го Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Иоан­на.

Та­ко­вой со­бор, хо­тя со­вер­шал­ся и со­вер­ша­ет­ся во всех хра­мах все­лен­ной, но с осо­бен­ною тор­же­ствен­но­стью со­вер­ша­ет­ся в хра­мах по­свя­щен­ных име­ни Кре­сти­те­ля, как это бы­ло преж­де в хра­ме его при Иор­дане, где он кре­стил Хри­ста, и в Се­ва­стии, где он был по­гре­бен по умерщ­вле­нии Иро­дом, и в Ан­тио­хии, ку­да бы­ло пер­во­на­чаль­но при­не­се­на пра­вая его ру­ка свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой, и в Ца­рь­гра­де, ку­да впо­след­ствии та же свя­тая ру­ка бы­ла пе­ре­не­се­на из Ан­тио­хии, и где в осо­бен­но­сти тор­же­ствен­но справ­ля­ем был со­бор Кре­сти­те­ля, так как ру­ка его бы­ла пе­ре­не­се­на в са­мое на­ве­че­рие свя­то­го Бо­го­яв­ле­ния, ко­гда бы­ва­ет освя­ще­ние во­ды: ка­за­лось что то­гда сам Кре­сти­тель при­был неви­ди­мо на освя­ще­ние во­ды, и ве­ли­кая ра­дость бы­ла ца­рям и все­му на­ро­ду.

По­то­му-то то­гда с ве­ли­ким тор­же­ством со­вер­шен был со­бор Кре­сти­те­ля на дру­гой день Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня и про­дол­жал празд­но­вать­ся так­же и в по­сле­ду­ю­щее вре­мя. И мы с ра­до­стью ду­хов­ною со­вер­ша­ем со­бор се­го ве­ли­ко­го Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Иоан­на, мо­ля его о том, чтобы он про­сил за нас Вла­ды­ку Хри­ста со­брать нас в церк­ви тор­же­ству­ю­щих в веч­ном неру­ко­тво­рен­ном хра­ме на небе, и где бы мы мог­ли слы­шать го­лос празд­ну­ю­щих и со­вер­шить празд­не­ство в честь веч­но­го яв­ле­ния Бо­га.
Там мы мо­жем на­сы­щать­ся со Хри­стом ви­де­ни­ем ли­ца Бо­га, яв­ствен­но по­ка­зы­ва­ю­ще­го Се­бя свя­тым Сво­им, и сла­вить со все­ми небес­ны­ми ли­ка­ми От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха во ве­ки, аминь!


Про­рок Иоанн Кре­сти­тель – по­сле Де­вы Ма­рии са­мый чти­мый свя­той. В честь его уста­нов­ле­ны сле­ду­ю­щие празд­ни­ки: 6 ок­тяб­ря – за­ча­тие, 7 июля – рож­де­ство, 11 сен­тяб­ря – усек­но­ве­ние гла­вы, 20 ян­ва­ря – Со­бор Иоан­на Кре­сти­те­ля в свя­зи с празд­ни­ком Кре­ще­ния, 9 мар­та – пер­вое и вто­рое об­ре­те­ние его гла­вы, 7 июня – тре­тье об­ре­те­ние его гла­вы, 25 октября — пе­ре­не­се­ния его пра­вой ру­ки с Маль­ты в Гат­чи­ну (по но­во­му сти­лю).

Тропари и кондаки дня:

Тропарь Богоявлению, глас 1.

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4.

Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси, и явился еси,/ свет неприступный.

Тропарь честному славному Иоанну Предтече, глас 2.

Память праведнаго с похвалами, / тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: / показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, / яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. / Темже за истину пострадав, радуяся, / благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, / вземлющаго грех мира / и подающего нам велию милость.

Величание:

Величаем тя,/ Крестителю Спасов Иоанне,/ и почитаем вси/ честныя твоея главы// усекновение.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну:

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное.
Аминь.

Ιωάννης Πρόδρομος 15 Τιμία Κεφαλή

(77)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели