Вова и “великие грешники”.
Владимир (а для близких – просто Вова) – сторож у этого батюшки, мой большой друг и любитель травить всякие “церковные байки”.
Он рассказывает, что чуть ли не каждую его смену и обязательно глубокой ночью появляется какой-нибудь подвыпивший (или крепко выпивший) человек, кричит на всю улицу, что он “великий грешник”, и грозится выломать ворота и убить сторожа, если тот “сейчас же не предоставит ему попа”. А потом убить и самого попа, если тот ему “все не простит”.
“Никакие аргументы с этими товарищами не работают, скорее наоборот, – утверждает мой друг. – Поэтому я с ними стараюсь не воевать, а просто ухожу в сторожку и читаю тропарь Архангелу Михаилу. Удивительно, но “великие грешники” быстро сникают, успокаиваются и бредут восвояси”…
Понятно, что если возникнет необходимость, Вова примет и более “приземлённые” меры, он не из трусливых. Но пока, слава Богу, все обходилось тропарём. По его словам, по крайней мере.
…Как-то уже здесь в Москве мы стояли с группой прихожан после службы возле нашего храма (Михайловского, кстати) и чинно беседовали. Да что там чинно. Просто болтали. И не после службы, а во время. Слово за слово, я почему-то, шутя, вспомнила того батюшку, разговорчивого Вову и Архангела – “милиционера”.
На что моя знакомая Мария как-то сразу посерьёзнела и сказала: “А ты зря улыбаешься. Меня Архангел Михаил не только в церковь привёл, но и жизнь мне спас. Хотя я его тогда совсем не знала. Так что милиционер – не милиционер, но защитник точно…”
В чем Я застану вас…
Маша пришла в церковь лет восемь назад. Сразу и бескомпромиссно. Как, собственно, и многие из нас. Отнесла все брюки на помойку, кроме одних затрапезных треников, в которых отправилась покупать юбки. А также перестала красить лицо и волосы и отпорола “несмиренную” опушку из чернобурки от своего пальто.
Какое-то время она даже пыталась спать в платьях. “Ведь Христос сказал: “В чем Я застану вас, в том и буду судить”. А вдруг я умру ночью? объясняла она домашним. – Как-то непристойно на Божий суд в пижаме”.
Но со временем это прошло и сейчас Маша выглядит вполне прилично. И даже, несмотря на веру и смирение, носит не только опушку из чернобурки, но и целую шубу – муж подарил. Но это все произойдет потом. В том числе и замужество.
А было время, когда Маша терпеть не могла церковь и попов с их “занудным покаянием”. Однако “Бога в душе” признавала и уважала всяческих “православных экстрасенсов” и “христианских парапсихологов”. С одной стороны все “по вере” (она же не “нехристь” какой), а с другой – без церковных перегибов и мракобесия.
На книжных развалах в метро продавалась тогда масса разнообразных книг – от “про любовь” до “умных”.
“И вот однажды на одном из таких лотков мое внимание привлекла “страшно-научно-парапсихологическая” книга об исполнении любых желаний, – вспоминает Мария. – А во введении автор (а его имя я даже всуе не хочу поминать) уверял, что “в принципе, все представленные в этой книге идеи можно найти в Библии”. Библию я не читала, но считала, что плохому она не научит. Это всегда повторяла одна моя подруга, которая по ней… гадала”.
Но самым заманчивым для Маши было то, что, как гласило предисловие, все события, оказывается, “можно формировать с помощью силы мысли”. В качестве доказательства автор приводил церковную молитву, а потом плавно переходил на чакры, ауры, энергетические посылы и космические ответы на наши запросы.
“Церковь, чакры… Вдвойне надежней!” – решила Мария и купила “страшно-научную книгу”.
Мечта на выдохе
Было у Маши одно тайное желание – она очень хотела замуж. Хотя у кого из девушек его не было? Лично мне оно очень знакомо, и я об этом даже писала.
Тайное – потому что “в жизни” Мария тогда заканчивала аспирантуру, писала диссертацию, дни и ночи проводила за книгами и позиционировала себя как будущее отечественной и мировой науки, равнодушное ко всем этим “пошлым поцелуйчикам, цветочкам и брызгам шампанского”.
“На самом деле я просто считала себя гадким утенком и серой мышью, на которую вряд ли кто обратит внимание, – признается она. – А еще родители ежедневно требовали то зятя, то внука, безжалостно наступая на мою “любимую мозоль”.
И очень “кстати” оказалась ей та книга, в которой автор-парапсихолог учил всех верить в себя, как можно шире открывать чакры навстречу своей мечте и вообще, не сидеть сиднем, а самим формировать все события свой жизни. И давал для этого формирования “высокоэффективные молитвенные упражнения”.
“Как сейчас помню, – рассказывает Маша. – Нужно было поднять руки, потом резко опустить и на выдохе, изо всех сил вибрируя всеми внутренними энергиями, выкрикнуть свою мечту. И чем больше раз вы это сделаете, тем лучше”
“Суженый”
Выбрав день, когда никого не было дома, Мария полдня вибрировала и орала на выдохе: “Я самая обаятельная и привлекательная! Все мужчины от меня без ума! Все хотят на мне жениться – только выбирай!”
В итоге в дверь позвонила соседка с вопросом: “Машенька, все в порядке?”
После обеда, не на шутку уверенная в себе и своём прекрасном будущем Мария поехала в Ленинскую библиотеку, что-то там почитала, а более – тайком из-под бровей разглядывал каждого посетителя мужеского полу – не её ли это “наформированный” суженый.
Увы, с предложением руки и сердца в “Ленинке” к ней никто не подошёл. “Ладно, все равно здесь одни ботаны”, – утешила себя Маша и к вечеру отправилась домой.
Когда девушка вышла из метро, уже стемнело. Ей нужно было миновать рынок, пустырь с какими-то сомнительными зданиями по краям и “общагу”. Этот путь она проделывала ежедневно, так что ничего не предвещало приключений.
“И вот, иду я такая “самая обаятельная и привлекательная” по пустырю, – вспоминает Мария, – и бубню себе под нос: “Все мужчины от меня без ума…. Все мужчины от меня без ума…” И тут “подлетает” ко мне какой-то человек, хватает в охапку и тащит за сомнительное здание. А кругом – никого…”.
Маша попыталась брыкаться, но в руке у парня блеснул нож.
“Он ещё ничего сказать не успел, а я с перепугу уже сама отдала ему и кошелёк, и телефон, и даже косметичку, которую он презрительно вернул обратно, – рассказывает она. – “Отпустите, – плачу, – у меня больше ничего нет. У меня мама дома больная – сердечница …” А он так странно посмотрел на меня и говорит: “Раздевайся!” Я сначала даже не поняла. А он ножичком у меня перед носом играет. И тут до меня дошло! Наформировала! Довибрировалась! Открыла чакры! Самая обаятельная и привлекательная! Получи! На тебя уже на улице бросаются!”
Какой-то там Михаил.
Но это сейчас Маша может все вспоминать спокойно и даже с юмором. А тогда она узнала, что от ужаса волосы на голове, действительно, встают дыбом. И седеют.
Девушка начала медленно снимать куртку – на улице был ноябрь. И в этот момент из-за угла сомнительного здания, за которое затащил её парень с ножом, она увидела вдалеке купола нашего храма – Архангела Михаила (Мария жила и живёт в этом районе).
Маша никогда в нем не была, считала, что там собираются какие-то нездоровые мракобесы и молятся какому-то Богу, которого никто никогда не видел. А ещё она знала, что храм называется в честь какого-то Михаила.
“Но тогда мне надеяться было не на кого, – рассказывает Маша, – И я снимала куртку, что-то еще, смотрела на эти купола и вопила про себя: “Спаси меня, ну, пожалуйста! Бог! И ты, Михаил какой-то там! Это же твой храм, значит ты тут главный!”
Раздевайся – не раздевайся.
“В общем, “ору” я про себя, “ору”, умоляю этого “какого-то Михаила” меня спасти, – продолжает Мария, – а сама понимаю – все! Конец! Стою я такая ограбленная и “полуголая” в ноябре-месяце перед мужиком с ножом, который, как я и хотела, “от меня без ума”. Вокруг никого, купола “молчат”. И сейчас он меня изнасилует, а потом и убьет… Эх, ты, Михаил… Ну где же ты?”
“Нет, не раздевайся! – вдруг сказал “убивец”. – Я передумал”
Маша даже растерялась и спросила “А почему?”. А про себя, вместо того, чтобы Бога благодарить, подумала: “Псих какой-то: то раздевайся, то не раздевайся”.
“Меня зовут Сергей, – представился “псих”. – Лучше я провожу тебя домой, чтобы никто не обидел”. Вернул вещи, вцепился Маше в рукав и потащил.
“Чтобы никто не обидел?!? Ты … Ты…” – Маше казалось, что она возмущённо кричала на этого ненормального человека, а на самом деле, как рыба, беззвучно открывала рот и таращила глаза. Но одежду быстро натянула и дорогу домой показала. “Не здесь же оставаться, вдруг опять передумает”.
По пути парень рассказал, что у него есть любимая немецкая овчарка, и что он очень одинок. И т.д. И все это почему-то с ножиком в руке…
У подъезда стояли знакомые, и Марии удалось отвязаться от своего странного провожатого. А дома ей вызвали скорую и вкололи что-то успокоительное. Потому что у неё началась истерика…
На следующее утро Маша, придя в себя и хоть как-то осознав, что произошло, была уже в нашем храме. Нашла священника (я даже знаю какого), рассказала ему эту историю и спросила, что тут за Михаил какой-то. “Не какой-то, а Архангел Михаил – начальник всех Сил Небесных, – строго сказал батюшка. Он тебе и помог. “Психа” твоего вразумил”.
“А ещё батюшка сказал, что все это “формирование”, чакры, энергетические посылы – это заигрывание с тёмными силами, – рассказывает Маша. – И, возможно, появление парня с ножом – это результат… А, может, и нет, кто знает…”.
А через несколько дней у нас был престольный праздник. Собор Архистратига Михаила, на котором Мария впервые исповедовалась и причастилась (тоже, может, совпадение, а, может, и нет). И вскоре выбросила все свои брюки и отпорола ту самую чернобурку.
Через пару лет в нашем же храме Мария встретила и своего будущего мужа. А ещё через год у них родился сын , которого они назвали Михаилом – в честь Машиного спасителя…
“А ты смеёшься: “милиционер-милиционер”, – закончила Маша свой рассказ… Мы постояли, помолчали… “Дааааа… Уж если они денницу прогнал, то что для него всякое хулиганьё”, – вспомнила я слова того украинского батюшки.
Елена Кучеренко. «Православие и мир».
.
Замечательная статья!