Святитель Николай: новые исследования жизни и смерти.

Размещено Дек 20, 2016 в Заметки | Комментарии (0)

Святитель Николай – один из самых почитаемых святых нашей Церкви. Его знают не только православные, но и калмыки-буддисты, называя его Микола-бухран (Правота веры), монголы называют его Саган-Убукгун (Белый старец) и питают к нему глубочайшее уважение.

До начала XX века имя Николай было одним из самых популярных. Почему же так случилось, что слава об этом святом разнеслась по всему миру? Может быть, потому, что при жизни он был настолько известен и популярен, что память о нем сохранилась через века? Нет, братья и сестры, о его жизни вплоть до последнего времени было мало что известно. В древних жизнеописаниях есть большая путаница в отношении биографии Николая Чудотворца. Житие Николая Мир Ликийского и Николая Пинарского (Синайского) перепутались друг с другом, т.к. оба жили в одно время, оба были из Ликии, оба архиепископы и оба почитались как чудотворцы. Эти совпадения привели ко многим заблуждениям и просуществовали не один век. Церковные историки знают эту проблему. Серьезные научные исследования биографии Николая Чудотворца появились сравнительно недавно.

Жизнь и слава Николая Мирликийского – пример того, что истинная святость не нуждается в документальном биографическом подтверждении. Она сама по себе является самодостаточным и очевидным фактом. Мы почитаем святых не потому, что читали о них и знаем их биографию. А потому, что они здесь и сейчас находятся рядом с нами: помогают, молятся, заступаются за нас, участвуют в нашей жизни. Участие в жизни христиан святителя Николая было, есть и остается столь очевидным для многих поколений христиан, что не нуждается в каком-либо еще дополнительном подтверждении.

В 1953 году были проведены анатомо-антропологические исследования святых мощей Николая Чудотворца. Исследованиями занимался известный профессор Луиджи Мартино.

Он сделал заключение и о болезнях святого. Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес Святитель Николай в тюрьме – его пытали на дыбе. Радиологическое исследование черепа показало обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки.

Профессор Мартино считает, что эти изменения вызваны долгим многолетним влиянием тюремного холода и сырости (святой провел в темнице около двадцати лет).

По свидетельству очевидцев, его лик был исполнен святости и благодати. Говорят, что от него исходило удивительное сияние, как от пророка Божьего Моисея. Т.е. благодать очевидным способом была ему присуща. Луиджи Мартино по черепу реконструировал внешность святителя Николая.

В результате чего был воссоздан внешний лик великого святого.

Немаловажен тот факт, что этот образ практически полностью совпадает с прижизненным изображением святителя Николая.

В результате исследования жития святого открылось еще множество малоизвестных фактов его биографии.

Например, святитель Николай спас родную Ликию от непосильного налога, который вверг народ в страшную нищету. Он поехал в Константинополь просить милости у императора. Перед встречей с властителем архиепископ и архиереи служили Литургию. И когда во время таинства святой произнес: «Святая святым!» – все в алтаре увидели, как из его уст вышло огненное пламя. Войдя в тронный зал, Святитель увидел, что солнце сильно слепит глаза императору Константину. Он снял с плеч мантию и накинул на солнечный луч, чтобы тот не ослеплял правителя. Мантия не упала, а повисла в воздухе! Пораженный император выполнил просьбу святого Николая и снизил разорительный налог.

Для человека, не понимающего величие замысла Божия о нас, эти факты кажутся не более чем забавной сказкой. Но мы забываем о том, что законы физики, термодинамики, причинно-следственные связи, которые теперь управляют нами, на самом деле нам должны быть подвластны. И в состоянии обожения человек управляет ими, а не они им. То, что нами воспринимается как чудо, является естественным свойством человека, облаченного в благодать.

Святитель понимал, что император может передумать, и надо как можно скорее огласить этот документ в Ликии, но дорога туда занимала шесть дней. Архиепископ Николай нашел в храме тростниковую трубку, положил в нее царский указ и с молитвой бросил документ в море. И тот чудом оказался на родине Святителя – за сотни миль. В ту же ночь Святитель явился во сне одному священнику из Мир, повелел спуститься в гавань, найти на берегу грамоту и прочитать ее народу. Через три дня, под давлением придворных, Константин переменил решение и попросил грамоту назад. Он не мог поверить, что указ уже оглашен, и послал в Ликию гонцов выяснить, каким образом документ туда прибыл. После того, как императору верные люди доложили о чуде, он усмотрел в этом волю Божию и оставил свое решение в силе. Эти подробности жизни святителя Николая были найдены в четырех древнейших греческих манускриптах.

Кто-то из циников, наверное, подумает: да всё это поповские сказки. Нет, не сказки это! Сила действия благодати Божией не имеет границ и пределов возможностей. То, что мы и сейчас по молитве святому получаем просимое, только лишний раз подтверждает это высказывание. А снижение налога подтверждается историческими документами.

Бог и при жизни, и после отшествия святителя Николая на небо всегда оказывал ему покровительство и защиту. Когда мусульмане в 792 году по приказу халифа Харун Ар-Рашида послали начальника флота Хумейда уничтожить гробницу и мощи святителя Николая, то вместо раки святого они разбили другую, рядом стоящую гробницу, и только они успели это сделать, как на море поднялась такая буря, что все суда Хумейда были разбиты в щепки.

Зная силу и славу святого у Бога, сатана делает всё возможное, чтобы как можно больше поглумиться над его святостью. И нужно сказать, что ему это удается. Первоначально от имени святителя Николая дарились подарки детям 6 декабря (19 по нов.ст.) в Европе. Однако в период Реформации, когда протестанты выступили против почитания святых, святой Николай был заменен на абстрактного Санта Клауса, а у нас – на деда Мороза. Красная архиерейская мантия превратилась в неуклюжий наряд, а возвышенный лик святителя – в гламурненького смешного старикашку.

Всё это безобразие стало беспощадно коммерциализироваться, так что наши дети уже давно не знают и не понимают, кто такой святитель Николай Чудотворец. Безграмотные школьные учителя поддерживают миф о «Николайчике», как будто речь идет о каком-гибудь персонаже голливудских мультфильмов: о Бетмене или Человеке-Пауке.

Сатана не мог ничего другого придумать, как нарисовать в развращенном обезбоженном мире антипод, карикатуру на великого и славного святителя. Но слава святителя Николая Чудотворца от этого не умалится, так как Бог поруганным не бывает. Для нас же с вами пример святителя Николая – это образ того, как велик и глубок человек в замысле Божием о нем.

Православие.фм

Интернет-журнал православной общественности

(104)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели