Рождество святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня

Размещено Июл 7, 2016 в Заметки | Комментарии (0)

ex294_b

Когда Спаситель наш восхотел воссиять миру и уже преклонил небеса и вселился в чистейшую девическую утробу, должно было совершиться от неплодной рождение денницы Его – святого Иоанна Предтечи: ему, как провозвестнику, надлежало предшествовать явлению Господа, проповедуя и говоря: Идет за мной Сильнейший меня (Мк.1:7).

И вот, когда исполнилось святой Елисавете время родить, она родила сына в старости своей. Так одно чудо предваряет другое: прежде чем Дева рождает Христа, заматеревшая во днях своих рождает Предтечу Христова, чтобы видевшие сверхъестественное рождение от состаревшей, поверили и преестественному рождению от небрачной Девицы.

Когда Елисавета родила Предтечу Христова, то все ее сродники, соседи и знакомые, услышав об этом рождении, радовались вместе с нею, потому что Господь соделал ей великую милость – отнял у Нее «поношение бесчадства». Так исполнились слова благовестника Божия архангела Гавриила, который говорил Захарии: жена твоя Елисавета родит тебе сына, и многие о рождении его возрадуются (Лк.1:13-14).

В восьмой день по рождении Предтечи пришли священники и родственники Захарии в дом его для участия в обряде обрезания младенца; при этом они хотели назвать его именем отца – Захариею. Но мать младенца не соглашалась на то. По пророческому предвидению Елисавета настаивала, чтобы ее сына нарекли Иоанном (тем именем, которым повелел наречь его ангел). От своего мужа она не могла слышать об этом, – ибо Захария возвратился из храма в дом свой, имея как бы связанный язык, и не мог рассказать своей супруге, что он видел ангела, который благовестил ему о зачатии сына и повелел при этом наречь ему имя Иоанн.

Тогда священники и родственники стали вопрошать Захарию, как бы он хотел назвать младенца. Тот испросил дощечку и на ней написал: Иоанн имя ему (Лк.1:63). И тотчас же отверзлись уста Захарии и язык его разрешился от уз немоты, и он стал говорить, прославляя Бога.

Все те изумительные и чудесные события, о которых было говорено выше, происходили в Хевроне[1], в горнем граде колена Иудова, посреди нагорной страны. И все слышавшие об этих событиях много дивились и с недоумением думали: что будет младенец сей (Лк.1:66)?

И рука Господня была с новорожденным, умножающая в нем действие благодати Божией и соблюдающая его от меча Ирода. Ибо о чудесном рождении Иоанна дошел слух и до Ирода, и он много дивился ему. Когда же родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме иудейском и с востока пришли волхвы[2] и расспрашивали о новорожденном Царе иудейском, тогда Ирод, послав в Вифлеем воинов, с повелением избить там всех детей мужского пола, вспомнил и о Иоанне, сыне Захарии, о котором он слышал много чудесного, и стал размышлять: «Не он ли будущий царь иудейский». Поэтому, он задумал убить и его, и с этой целью послал убийц в Хеврон, в дом Захарии. Однако посланные не нашли святого Иоанна.

Когда начались в Вифлееме безбожные убийства детей, то глас и вопль, бывший в Вифлееме, дошел и до Хеврона, отстоявшего от города Давидова в недалеком расстоянии; при этом здесь узнали и о причине бывшего в Вифлееме плача. Святая Елисавета, взяв отрока Иоанна, тотчас же поспешно отправилась в высочайшие горы пустыни (в это время святой Захария находился в Иерусалиме, исполняя прилучившуюся чреду служения своего). Сокрывшись в горах, святая Елисавета со слезами молилась Богу, прося Его защитить их. И когда с высоты гор она увидела приближающихся воинов, то возопила, обратившись к каменной скале: «Гора Божия! Приими матерь с чадом!» И тотчас расступилась гора, приняла Елисавету с Иоанном внутрь и, таким образом, скрыла их от настигавших убийц. Так воины, не найдя искомого, возвратились к пославшему их с пустыми руками.

Тогда Ирод послал в храм к Захарии оруженосца своего сказать ему: «Отдай мне сына твоего». Святой Захария ответил: «Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, того не знаю». Ирод сильно разгневался и снова послал к Захарии оруженосца сказать ему, что если он не выдаст сына, то умрет сам. И пришли к нему воины, свирепые, как звери, готовые совершить повеление беззаконного царя и с яростью говорили священнику Божию: «Где ты скрыл своего сына? Выдай нам его, ибо царь приказал нам тотчас же убить тебя, если ты не выдашь нам сына своего». Захария на это мужественно ответил: «Вы убьете тело мое. Господь же примет мою душу». И тотчас убийцы, исполняя беззаконное повеление, устремились с яростью на святого и убили его между церковью и алтарем (Мф.23:35). Пролитая кровь его, впитавшись, осталась на мраморе и сделалась как камень, во свидетельство преступления Ирода и его вечного осуждения.

Между тем Елисавета, сокрытая Богом вместе с Иоанном, пребывала в расступившейся горе. В ней, по Божьему повелению, образовалась для них пещера; вблизи Нее явился источник и выросла финиковая пальма, полная плодов. Всякий раз, как наступало время принятия пищи, дерево преклонялось, – когда же они насыщались плодами, снова выпрямлялось.

По прошествии сорока дней после убиения Захарии, святая Елисавета преставилась в упомянутой пещере. С того времени святой Иоанн питаем был ангелом до своего совершеннолетия, хранимый до дня явления своего израильскому народу. Так хранила и покрывала рука Божия святого Иоанна, да предыдет он перед лицем Господним духом и силой Илииной, и уготовит путь Ему, грядущему спасти род человеческий. За все сие да славится Христос, Бог и Спас наш, со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

Из «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского

3532869

 

Сегодня мы вспоминаем великое событие – Рождество славнейшего из пророков, Иоанна Крестителя. Все ветхозаветные пророки более или менее ясно предсказывали будущее явление в мир Мессии. Но Иоанн Креститель, как бы заканчивая собой ряд этих пророков, сподобился непосредственно указать людям, приходившим к нему креститься, на Мессию: «Се, агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1, 29). И потому справедливо, что евангелист Лука описывает само Рождество Предтечи Господня (по праву названного так), а Церковь празднует это событие. Библия умалчивает об обстоятельствах рождения многих пророков, и нам известно лишь о рождении и чудесном спасении от смерти пророка Моисея.

 

 

В Эйн-Керем, в селении Горнее («нагорной стране», находящейся в девяти километрах от Иерусалима) стоял когда-то дом, в котором жили святые праведные родители будущего Пророка Божия — Захария и Елизавета. Захария был из рода Авии, а Елизавета из рода Матфана, имевшего трех дочерей — Марию, Совию и Анну. Совия была матерью Елизаветы, а Анна — матерью Пречистой Девы Марии. Таким образом, Елизавета и Дева Мария были двоюродными сестрами. Святой Захария служил в Иерусалимском храме, где ему однажды явился ангел Гавриил, посланник Божий, и оповестил его о том, что Господь услышал его молитву и его жена Елизавета родит сына, который «будет велик перед Господом; …и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей, и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк. 1, 15-16). Но священник Захария, учитель своего народа и истолкователь воли Всевышнего, не поверил сказанному и был наказан за это немотой. И когда Елизавета родила сына, «тотчас разрешились уста его и он начал пророчествовать, благословляя Бога. «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; …И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа — приготовить путь Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их…»» (Лк. 1. 64, 68-71, 76-77). Рождение мальчика было особенной радостью для всех и изливало благотворный свет надежды на его высокое предназначение. На дощечке, поданной Захарии, рукой отца было написано имя младенца — Иоанн, что значит Благодать Божия.

 

На месте, где стоял когда-то дом, в котором родился Иоанн Креститель, находится католический монастырь «Посещения», принадлежащий ныне ордену францисканцев. Он занимает небольшой участок земли, который в древности принадлежал семье священника Захарии. В V веке на этом месте существовала древняя византийская церковь. В XI веке мусульмане превратили ее в конюшню для скота. Лишь в 1621 году монахи францисканского ордена произвели здесь раскопки и обнаружили остатки древней кладки с колодцем и криптой. В 1939 году итальянский архитектор Антонио Барлуцци возвел на этом месте большой католический храм во имя святого Иоанна Предтечи, при котором ныне находится небольшой монастырь.

Войдя в чопорный холодный трехпридельный храм с двумя рядами мраморных колонн, нужно спуститься по восьми мраморным ступеням вниз и окажешься перед невысоким престолом с камнем под ним, на котором сохранилось углубление, напоминающее форму младенческого тела. Надпись на латыни гласила: «Здесь родился Предтеча Господень».
Существует мнение, что этот камень был принесен из пустыни, в котором укрывалась праведная Елизавета со своим новорожденным сыном Иоанном, спасаясь от преследования солдат нечестивого Ирода, приказавшего умертвить всех младенцев в возрасте до трех лет.
Рядом с камнем находился подземный источник, забивший в момент встречи Пречистой Девы Марии со своей южикой (двоюродной сестрой) праведной Елизаветой.
Устье колодца заключено в нежно-розовый мрамор. Над ним маленькое серебряное ведерочко с холодной, прозрачной, словно слеза, водой.

В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) приобрел рядом с древним жилищем Захарии, вошедшим в 1955 году в комплекс построек церкви Посещения, два дома и большой участок земли. Позже здесь возникла русская Горненская женская обитель.

Перед входом в Казанскую церковь в Горненском женском монастыре, находится святыня, к которой каждый из верующих обязательно прикладывается, находясь на Святой земле. Это камень, на котором, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель.КаменьИоаннаПредтечи

Примерно в трех-четырех километрах от женского Горненского монастыря, на самом обрыве горного хребта, в труднодоступном месте, прилепился к отвесной скале униатский греко-мелкитский  монастырь святого Иоанна Предтечи. Здесь находится гробница матери святого Пророка и Предтечи Иоанна — праведной Елизаветы.

224 Пустынь Иоанна Предтечи,Айн-Карем

Пещера, в которой упокоилась святая Елизавета, совсем маленькая, с прямоугольным углублением в торцевой стене и двумя высокими подсвечниками по бокам. Три иконы с образами Спасителя, Богоматери и Иоанна Крестителя находятся рядом с местом упокоения праведной Елизаветы.

229а Здесь рос Пророк Иоанн
Прямо под монастырской церковью находится пещера святого Иоанна Предтечи, куда ведет 21 крутая ступень. Длина пещеры — шесть метров, ширина — три, а высота — меньше двух метров. Прямо против входа находится небольшое возвышение, служившее долгие годы ложем святого Иоанна. Здесь он провел свое детство и юность, питаясь акридами и диким медом, как сказано в Евангелии.228 Место, где прожил Иоанн Пр.30 лет
Рядом с пещерой святого Иоанна находится источник с очень холодной и чистой водой. Все посещающие «Пустыньку Иоанна Крестителя», как ласково называют монахини Горненского монастыря пещеру с источником, обязательно погружаются в источник несмотря на то, что вода в нем — ледяная.

 

Тропарь Рождеству Иоанну Предтече

глас 4

Пророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: / неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством,// и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак Рождеству Иоанна Предтечи

глас 3

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Величание Рождеству Иоанна Предтечи

Величаем тя, / Предтече Спасов Иоанне, / и чтим еже от неплодове// преславное рождество твое.

 

78660191_4

(300)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели